Самара - город контрастов

Многие города России, обладающие реальным потенциалом для увеличения доходов от туристического потока, слабо используют существующие возможности, тогда как решение часто лежит на поверхности.


Я никогда не бывал в Самаре. Разумеется, это несколько странно для человека, у которого к сегодняшнему дню в городе и области множество родственников. В семье моей бабушки, которая родилась еще в начале ХХ века и жила в Самаре практически до революции 1917 года, было девять братьев и сестер. Можно представить, сколько внезапных открытий ждет меня в городе, соберись я приехать.

Вечная занятость и привычные варианты досуга, которые со временем перерастают в четкие жизненные установки и схемы, могут погубить любую спонтанную идею в стиле «А не рвануть ли куда-нибудь на выходные?».

В теме «рвануть» у москвича, как правило, вырастает в сознании отточенный стереотип — в Питер. Вечная игра в поребрики и тротуары, булки и батоны, шаурму и шаверму. А есть ли такие особые слова в Самаре или в Тольятти? Не знаю. И не потому, что мне неинтересно, скорее напротив. Мне всегда любопытно, как живут люди в других городах и какие у них есть свои, как принято говорить, фишки.

От Москвы до Самары где-то 1000 километров. До Санкт-Петербурга порядка 700 км. Абсолютно не запредельные расстояния для поездки на выходные, особенно когда они выдаются «большими» из-за переноса, связанного с праздничными датами.

Питер притягивает туристов из других городов России своей масштабной историей, музеями, театрами, архитектурой и другими уже устоявшимися «магнитами». Самаре, конечно, сложнее конкурировать с Северной столицей, но в любом городе, даже в небольшой русской деревушке, есть свои изюминки. Уникальные места могут оставить впечатления на всю жизнь и вызвать непреодолимое желание вернуться.

Я не раз сталкивался с проблемой, когда люди, которые живут чуть ли ни с самого рождения в том или ином городе, не обращают внимания на какие-то свои местные нюансы, потому что они к ним просто привыкли.

Возможно, именно поэтому в медийном поле слабо раскрыта тема Самары как города, где есть множество достопримечательностей. Чемпионат мира по футболу показал, что русские города могут поражать своей аутентичностью не только зарубежных гостей, но и своих, родных российских. И Самара, как город, принимавший ЧМ-2018, не исключение.

Спортивным мероприятием объяснили простому обывателю, для чего ему необходимо приехать в город. Как показывает практика, подобный интерес пробуждается у человека, если ему не рекламными лозунгами, а какими-то более приземленными и понятными средствами объяснят, какого яркого впечатления он лишится, если не оторвется от своих привычных представлений об отдыхе.

Адаптированная подача контента в доверительной эстетике социальных сетей порой работает эффективнее любого удачного рекламного слогана или дорогостоящей кампании. Описание личных впечатлений от ухи на берегу Волги, подкрепленные их эмоционально точными по информационному посылу видео или фотографиями, могут принести больше пользы, нежели отточенные дизайнерские постановки. Эффект от «Я был, сам видел, пробовал и наслаждался!» работает. Голосующие лайками также активно проголосуют рублем, если подойти к решению задачи творчески.

Я как-то беседовал во время поездок по Греции с топ-менеджером сети ресторанов и отеля одного из областных центров России. Интересовался, как у них с клиентами. Много ли приезжих. Одним словом, проявил всестороннее любопытство ленивого до некомфортных странствий москвича. Оказалось, что приезжих не так много, как бы им того хотелось.

Меня интересовало, делает ли что-то их компания, чтобы какими-либо средствами маркетинговых коммуникаций, в просторечии PR и рекламы, привлекать гостей. Всё обычно: реклама в их же городе и на собственном сайте, который не назовешь популярным. Обычные горизонтальные усилия.

Да, их компания сделала свои рестораны тематическими, предлагают шоу и используют привычные локальные «зазывалочки», но нет главного. Потенциальному клиенту не предоставляется простая и понятная схема действий. Где купить билет на поезд, на какой вокзал и во сколько приехать, как добраться до отеля.

Возвращаясь к теме ухи с дымком, а тот город тоже стоит на Волге, задал вопросы и про организацию рыбалки для гостей, пикников на живописных берегах и других мероприятий, включая и экскурсии по городу.

Нет. Не предоставляют такие услуги, но предложить такой нехитрый набор людям, бегущим от столичной суеты, они могут без особого напряжения. Даже в состоянии нанять автобусы, чтобы привозить желающих сменить картинку перед глазами, чтобы клиент не утруждался лишними телодвижениями. Иными словами, оптимизировать схему действий до минимума.

Тот волжский город, разумеется, богат историей и достопримечательностями. Про природу и говорить нечего — куда ни посмотришь, либо картину маслом писать, либо стихи. Но подать аудитории и заинтересовать не получается. Точнее, работает старый принцип советских курортов «И так приедут!». Не приедут.

Самарская область, в плане привлекательности и известных так называемых «брендовых» точек притяжения, может составить крепкую конкуренцию. Космические ракеты, Самарская Лука, бункер Сталина, куда переехала часть советского правительства во время лихолетья Великой Отечественной. «Жигулевское пиво», известное каждому советскому человеку, Тольятти со знаменитым автомобильным заводом.

Eсли кто думает, что взрослый человек утрачивает детский интерес к тому, как там всё внутри устроено, то сильно ошибается. Многие, если не подавляющее большинство, его сохранили, но просто скрывают, боясь показаться несолидными и нестатусными. Потому узнать и «пощупать», как оно там делается, пиво или собираются автомобили, остается мечтой. Первое из юности, а второе еще из времен песочницы с совочком и игрушечной машинкой.

е знаю как кого, а меня лично, мягко говоря, коробят выражения «Замкадье» и «У нас — дыра». В них и пренебрежение, и безысходность, и большая несправедливость. Ну да, Москве и Санкт-Петербургу исторически суждено было стать мегаполисами с большой концентрацией внимания.

Да, кривая система финансирования развития регионов во все времена оставляла желать лучшего. У моей родни в тогда еще Куйбышеве почтовый адрес включал наименование «Барак № 5». Это не означает, что в век информационных технологий не надо делать попыток сделать свой город, область тем самым местом, куда бы тянуло приехать как наших соотечественников, так и иноземцев.

Разумеется, что какой-то одной, пусть даже и успешной компании браться за решение задачи увеличения туристического потока в контексте всей области было бы проблематично. Возможно, понадобится создание некоего союза заинтересованных субъектов, включая и областную администрацию. Координация в любом случае — необходимое звено в цепочке.

Понимание важности развития русских городов уже стало очевидно и на высшем государственном уровне. Самара научила взлетать космические ракеты. Научится и оживлять свой малый бизнес потоками гостей, которые внесут своей денежкой лепту в развитие области.


Василий АМИРДЖАНОВ, публицист, блогер, член Союза журналистов России