Икигай - это умение находить радость и осознанность в делах

Эксклюзивное интервью с генеральным директором группы компаний «Тон-Авто» Александром Ивановичем КУРЫЛИНЫМ


Времени хватает на всё, самое главное – расставить приоритеты. Надо потратить часть времени, чтобы поезд разогнать, а когда разогнал, появляется период инерции. Система будет работать сама, надо ее поддерживать.


Вы, Александр Иванович, по жизни оптимист. Наверняка размышляли о том, как складывалось это завидное качество характера. Интересно, к какому заключению пришли? Это то, что называется гены, или воспитание родителей, школа, влияние окружающих? Или все вместе, в комплексе?

Оптимизм – это от рождения. События в жизни бывают разными. Но ведь жизнь не останавливается, все вокруг меняется. И ты должен сохранить себя, свое отношение к жизни. Надо задать себе вопрос: «Как изменило меня это событие? Не упущу ли я что-то важное в жизни?» Обстоятельства и место, где ты есть, не должны портить тебя, твои характер и душу. Я поставил себе цель: быть, несмотря ни на что, жизнерадостным и веселым. И следую этому.

Понятно, что, живя в Тольятти, пожалуй, невозможно было не ориентироваться на Волжский автозавод, эту отрасль. А как вы лично пришли в автобизнес? Были ли какие-то сомнения или решение созрело само собой?

Нельзя быть тольяттинцем и не ориентироваться на АВТОВАЗ. Я машинами начал заниматься в марте 1992 года – тогда все покупали и все продавали. Главное на тот момент было наличие денег и понимание что делать с товаром. У меня не было того объема средств, чтобы заниматься машинами. Но когда мне позвонили и спросили: «Тебе машины нужны? Деньги есть?» Я ответил: «Да». И я начал заниматься машинами. Спустя время понял, что это хороший, денежный бизнес, рентабельная и интересная работа.

Понятно, что оценивать должны ваши коллеги, но все-таки, как сами оцениваете свою работу в топ-менеджменте АВТОВАЗа? Удалось ли тогда реализовать те задачи, которые перед вами ставило руководство, вы сами?

Нет, реализовать поставленные задачи тогда было невозможно. Тогда у руководства АВТОВАЗа были другие приоритеты и другие задачи. Приход на АВТОВАЗ производителя «Renault» изменил завод. «Renault» сейчас делает все, чтобы завод стал рентабельным. Мы увидели рождение «XRay», «Весты» и новой «Нивы». На АВТОВАЗе сейчас выстраивают единую цель и заинтересованность всего коллектива в успехе.

Я специально посмотрела сетевые записи ваших общений с жителями Жигулевска, который вы возглавляли. Понравилось. Конкретно, по существу и очень корректно. А как вы сами считаете, что вам дала та работа? Не жалеете, что в свое время занимались такой вот серьёзной административной практикой?

Во-первых, работа дала понимание, как функционирует муниципальная и государственная системы. Могу сказать, что сделано было много и это был труд, направленный на созидание. Нагрузки были запредельные, но есть положительный результат. Во-вторых, Жигулевск – единственный город в Самарской области, который с минимальным долгом перед правительством области и банками провел реконструкцию всей инфраструктуры города. Ветхого жилья сегодня нет, на его месте построены новые, многоквартирные современные дома. Сделали ремонт во всех домах культуры и школах. Начали проектные работы по стадиону и бассейну. Построили МФЦ, чтобы жители Жигулевска могли беспрепятственно получать услуги. Построены водонасосные станции для подачи воды на Александровском Поле. В общем и целом, сделано было много.

У меня есть надежда, что в Ширяево будет возведен горнолыжный курорт. У нас природа такая, что она сама за нас уже многое сделала. Еще немного труда вложить – и будет место, куда будут ездить туристы, развитие смежных туристическому направлению инфраструктур и, как следствие, увеличение поступлений в бюджет.

Что дала мне эта работа в муниципалитете Жигулевска? Сложный труд, требующий терпения и понимания. Жалеть не о чем. Это опыт. У меня это в нейронной сети осталось, а значит, это дало опыт и в дальнейшем повлияло на мое видение ситуации.

Не могу не задать вопрос о вашей работе в «Тон-Авто». Понимаю, что она вам нравится, марка «Toyota» довольно уверенно держит хорошую динамику продаж. А могли бы вы оценить состояние автоторгового сектора рынка? Какие здесь перспективы?

Мне нравится то, чем я занимаюсь, мне нравятся автомобили «Toyota» и «Renault». И та, и другая компании четко отслеживают себестоимость продукции, но не в ущерб качеству. «Toyota» и «Renault» делают качественные машины, зарекомендовавшие себя давно на автомобильном рынке и, что важно, на протяжении всего времени поддерживают и не теряют качественные показатели. Каждый из них работает в своем ценовом сегменте. «Toyota» – машина качественная во всем, в каждой детали, в любой из своих опций. «Renault» – бренд более экономный, но надежный. «Renault» – это труженик, который за нормальные, доступные деньги возит своих владельцев, вместе с ними решает их проблемы и радует тем, что не тащит их в автосервис на ремонт.

Перспективы авторынка… Они напрямую зависят от экономики и внешнеполитической конъюнктуры. Автомобильный рынок будет под давлением, в первую очередь из-за санкций. Поэтому на каком-то этапе мы выйдем на снижение объемов продаж из-за роста курса доллара и слабой покупательской способности. Сегодняшний рынок очень сложный и он ошибок не прощает.

Ваша жизнь прочно связана с Тольятти и нашей губернией. Как вы видите дальнейшее развитие и города, и области? Что бы лично вы здесь порекомендовали?

Рекомендации очень простые. Власть должна сделать все, что возможно, для повышения промышленного потенциала. Развитие промышленности требует компетентных специалистов, формируется среда, где преобладают грамотные, прогрессивные люди. Развитие промышленности – это прямой экономический рост.

Поэтому я считаю, что власть должна определить, что нужно делать для этого. У Самары на самом деле огромный промышленный потенциал, и все возможности стать импортозамещающим регионом России. На нашей самарской земле есть люди, которые хотят и могут поднять область. Все сейчас зависит от нового губернатора и его команды. Если новая команда не запустит процессы, тогда их в дальнейшем запустить будет сложно. Сейчас мячик на стороне власти.

Александр Иванович, поделитесь вашими планами по развитию компании «Тон-Авто». Ведь все уже отлично, может ли быть еще лучше?

Можно ли сделать еще лучше? Всегда можно. Как говорят японцы, «кайдзен» – постоянное самосовершенствование, оно происходит в течении всей жизни. Жизнь постоянно меняется, и мы должны меняться вместе с ней. И еще у японцев есть такое понятие «икигай» – это то, ради чего хочется вставать по утрам. Каждый человек делающий работу, которая приносит радость может достигнуть пика совершенствования именно в своей профессии. То, что производит такой человек – бесценно и продукцию этого человека покупают, потому что это – произведение искусства. Вот такой человек может сделать больше и лучше. Можно на примере. Что такое хороший конюх? Он заранее видит, что лошадь может заболеть, он знает, как ее поддержать, чтоб лошадь была счастлива. И когда люди видят, что животное в руках такого конюха преображается, каждый хочет, чтобы за его лошадью ухаживал именно этот человек.

У вас прекрасная жена и дети, такой очень надежный и добрый остров. Если не трудно, расскажите о вашей семье. Как она строилась, чего бы вы хотели в будущем?

Мы познакомились, когда учились со Светланой в одной школе. Вместе уже 38 лет, у нас двое детей, трое внуков. Я служил в вооруженных силах, на Тихоокеанском флоте десять лет, частые командировки, Света ждала, как в любой военной семье, в 90-м году уволились и приехали сюда, в Тольятти, и занялись бизнесом.

Самое основное для родителей – воспитать детей. Все мы по-разному думаем, что главное в воспитании. По моему мнению, главное – это дисциплина. Вот в Японии ребенок, достигший школьного возраста, должен уметь пришивать пуговицы, гладить белье, мыть полы, разводить костер, готовить простую еду. Японцы понимают работу как естественную норму жизни. Любить ребенка и растить из него бездельника понятия разные. С какими компетенциями он выйдет в жизнь, какой у него будет багаж, так жизнь у него и сложится. А родители либо будут радоваться, либо переживать. Любое испытание делает человека разумнее. И если к трудностям относиться нормально, то любая сложная задача делает человека умнее, мудрее и лучше. Без этого невозможно, потому что мир так устроен. Главное – сохранить себя как человека для этого прекрасного мира.