Я не буду стареть


при поддержке ООО АН «Тайгер» и лично С.Н. Степановой.

Олег Сысуев эксклюзивно для журнала #primeTIME

Положительный образ политика и бизнесмена — что может быть фантастичнее? Олег Николаевич Сысуев ассоциируется у меня с образом человека со всеобволакивающим интеллектуальным обаянием, оно – вне возраста, вне политических взглядов, оно, как талант, дано свыше.

Справка:

С 1992 года Олег Сысуев — мэр города Самары, лауреат конкурса 1996 года «Российский мэр». Потом был призван в Правительство РФ, где был вице-премьером, министром труда и социального развития, после отставки Евгения Примакова ушел из правительства и перешел в Администрацию Президента Российской Федерации на должность первого заместителя руководителя Администрации Президента. В Альфа Банке он работает с 1999 года, занимает пост первого заместителя председателя Совета директоров банка. На данный момент Олег Сысуев — член совета директоров компании ОАО «АльфаСтрахование», входит в состав консультативного совета ООО УК «Росводоканал», является председателем Совета Фонда благотворительной программы по спасению тяжелобольных детей «Линия жизни».

Прежде всего, я хочу передать лично от моей мамы благодарность за годы Вашего руководства Самарой и за то, что Вы «хороший парень и порядочный человек» (маме скоро 80 лет). И я сама помню период Самары «при Сысуеве». Это было правда хорошо. Почему Вы уехали в Москву, оставив всех нас тут?

— Спасибо маме за добрые слова, мне приятно. Что касается отъезда в Москву, это было нелегким выбором. Я оставлял тут людей, оставлял команду единомышленников, мне тяжело далось такое решение. Но, во-первых, в том моем возрасте это было логично — человеку необходимо развиваться. Во-вторых, при составе правительства тех лет это было возможным для меня.

Олег, почему вы живете в России? Ведь Вы вполне можете выбрать любую точку для проживания.

— Верно, я могу жить сейчас в любом другом месте, да и обстоятельства жизни складываются таким образом, что моя семья почти вся уже за пределами России. Я имею возможность уже не работать здесь, могу хоть завтра улететь. Но. Картинка моей дальнейшей жизни в голове не складывается. Где-то там, где все прекрасно, кроме одного – что я там буду делать? В силу моего возраста, думаю, начать что-то с нуля и реализоваться представляется мало возможным. Сидеть без работы, без движения, без созидания я физически не могу, не умею. Можно было бы писать книги, о чем мне говорят мои друзья, но, не обладая литературным талантом, как многие мои коллеги, я этого делать не буду. Так что картинка в голове заканчивается пейзажами и архитектурой — все.

Когда Вы читаете о нашей области, чувствуете ли сопричастность или вы уже давно москвич?

— Однозначно я чувствую сопричастность! Это уже навсегда. Единственное, уже не так остро, как раньше.

Как Вы оцениваете экономический рейтинг нашего региона? Кто лучше, кто хуже нас и почему? Как Вам кажется, в какую сторону поменялась наша область за последние 10 лет? Чем, на Ваш взгляд, отличаются волжане от других людей?

— Экономический рейтинг не возьмусь оценивать, не назову себя экспертом в этой области, но Самара изменилась, на мой взгляд, и не в лучшую сторону. В связи с хаотичными, лишенными логики архитектурными решениями, этими многочисленными насажденными в любое свободное и не свободное место строениями, Самара постепенно теряет свою самобытность, свой подчерк, свою неповторимость. Даже в оставшейся исторической маленькой части города облик меняется в сторону обезличивания – все в угоду деньгам, к сожалению. И по этой причине Самара стала похожа на любой другой город с такой же примерно численностью. Хотя отмечу, что Екатеринбург, например, сумел при тех же условиях остаться узнаваемым, самобытным. Урал все-таки, наверное, сильнее, и энергетически в том числе. Что касается «средневолжанина», тоже скажу, что сейчас, встречаясь с земляками, не отличу их от москвичей или петербуржцев. Даже акцент волжский исчез.

С надеждой спрошу про миф о том, что в Самаре самые красивые девушки. Это тоже уже не так?

— Вот тут все осталось, пожалуй, по-прежнему. (Улыбается. — Авт.) В связи с геополитической, да простят меня антропологи за неточность формулировки, ситуацией на Средней Волге, с тем, что эти земли всегда населяли различные народы: мордва, чуваши, татары, немцы и другие народности — да, наши девушки действительно хороши — такой микс! Во времена популярной рекламы, где герой Никиты Михалкова проплывает на космическом корабле над Самарой и восклицает это его, ставшее знаменитым, о самых красивых девушках, мы с ним довольно близко общались. И он рассказывал мне, что в тексте сценария ни о Самаре, ни о красоте наших дам не было ни слова. Михалков сам это сказал, чистейшая импровизация. А на вопрос, почему он это сказал, Михалков ответил, что, наверное, подсознательно, действительно, так считает. Вот и осталась эта история в анналах телевидения, а потом уже превратилась в народную поговорку. С которой я лично согласен.

Вы – учредитель национальной литературной премии «Большая книга». Как парню, который пишет в стол, стать автором национального бестселлера и попасть на премию?

— Думаю, даже в связи с появлением интернета, ничего не изменилось. Чтобы произведение этого парня попало в качестве претендента на литературную премию, произведение это должно быть опубликовано. Чтобы оно было опубликовано, нужно, чтобы оно было издано. А чтобы было издано, вот тут и пригодится старый как мир способ — пробиваться. Караулить у подъезда, давать рукописи в руки, просить прочитать, использовать все связи и знакомства, стучаться во все двери. Это работает и по сей день.

У нас, самарчан, есть шанс, что Вы когда-нибудь к нам вернетесь? Может, стареть будете здесь?

— Стареть? Хмм… Не было пока таких планов. (Смеется. — Авт.) Может, поэтому еще бегаю по футбольному полю с мячом?.. Честно отвечу, в Самару возвращаться не собираюсь, все мои родственники ушли, у меня там никого нет, у супруги только сестра. Я, не в пример уважаемым Виктору Александровичу Сойферу и Константину Алексеевичу Титову, которые с удовольствием, имея возможность жить в других местах, возвратились в Самару, нет — не вернусь, меня не тянет. Но в гостях бываю с удовольствием.


Автор текста: Нина Шаллер