Черный лебедь на пруду

или Как можно математически попытаться оправдать недальновидность

Лично я не верю в неожиданности. За каждым событием стоит череда других, и даже стихийные бедствия уже научились более-менее прогнозировать. Сами посудите, раньше над синоптиками потешались все, кому не лень. Говорит синоптик: «Завтра будет дождь», — а на самом деле целый день светит солнышко. Зато сейчас открываешь приложение на телефоне и читаешь: «Через пять минут дождь прекратится», — и точно — лить с неба прекращает точно по часам.

Но американский математик Нассим Николас Талеб выдвинул интересную теорию, которая рассматривает труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия, красиво назвав ее «Черный лебедь». Как вы понимаете, потому что птичка этого вида с оперением такого цвета весьма редка.

Суть теории следующая: все значимые научные открытия, исторические и политические события, достижения искусства и культуры — это «черные лебеди». Примерами «черных лебедей» являются Первая мировая война, распад Советского Союза, развитие и внедрение интернета, мировой экономический кризис и так далее.

Кроме того, Нассим Талеб считает, что мы, то есть человечество, неспособны успешно прогнозировать будущее, а уверенность в своих знаниях опережает сами знания и порождает феномен «сверхуверенности».

Но вот вам ответ, господин Талеб. В 1898 году группа специалистов под руководством русского банкира Ивана Блиоха издает шеститомник, в котором расписано ближайшее будущее: мировая война с подлодками, танками, окопами, использованием авиации, методами шпионажа и прочим, что человечество получило с 1914 по 1918 год, как и распад империй.

И таких предсказаний очень много, ведь даже теория вероятности, которую, между прочим, преподают в технических вузах, помогает прогнозировать самые разные события. Другое дело, что кто же этих «ботаников» слушает?!

На любое «неожиданное» событие с самыми дикими последствиями есть человек, который грустно сидит в своем кабинетике и пьет горькую со словами: «Ну я же говорил!»

Так физики-атомщики вздыхали после аварии на Чернобыльской АЭС, так шептали разведчики после 22 июня 1941 года, так говорили в 1991 году, когда великий Советский Союз неожиданно перестал существовать.

Я задавал вопрос: «Какое событие, которое привело к глобальным последствиям в вашей жизни или человеческой истории вообще, вы считаете действительно неожиданным?»

Отвечает поэт Александр Гутин: «Про себя могу сказать. Я дал в рыло коменданту общаги пединститута. За то, что он меня обозвал по национальному признаку. Меня отчислили. И это послужило причиной того, что я уехал на постоянное место жительства в Израиль. Иначе я был бы учителем географии в каких-нибудь среднерусских очень далеких краях и наверняка пропил бы глобус. А еще я случайно приехал в Самару, хотя никогда тут не был и очень не хотел. Потому что я должен был вместо Самары полететь в Грецию. Это была срочная и неожиданная командировка. И на вокзале рано утром, выйдя из поезда, помог незнакомой девушке нести чемодан. Девушка стала моей женой, и я стал жить в Самаре».

Сплел интригу Антон Рубин — известный общественный деятель и руководитель общественной организации «Домик детства»: «Уверен, что у каждого в жизни было такое событие, после которого все переворачивалось с головы на ноги (или наоборот?). Такое событие есть и у меня, конечно же. У меня не было бы стольких друзей и врагов, у моих друзей не было бы столько головной боли из-за моих проблем, а у моих детей не было бы меня. Ничего этого не было бы, если бы да кабы я в один прекрасный день не появился на свет. Уже скоро буду отмечать этот праздник со слезами на глазах и с алкоголем в пузе. Зато не скучно, зато весело. Зато живем!»

Несмотря на то, что собственное рождение для нас действительно представляется «черным лебедем», для наших родителей это выглядит закономерным результатом их действий за девять месяцев до события!

Частично подтвердил теорию Нассима Талеба известный историк Игорь Махтев: «Главная неожиданность мировой истории — Первая мировая война. Все события в моей жизни, даже очень неожиданные, слава богу, глобальных последствий не имели!»

Это, конечно, юмор, потому что большинству некогда копать глубже, и, как мне признавались опрашиваемые, большинство неожиданностей впоследствии осознавались как закономерный итог предшествующих событий.

Однако Нассим Николас Талеб абсолютно прав в том, что наша уверенность в своих знаниях опережает сами знания. Это можно сравнить с любимым мною эффектом Даннинга — Крюгера, который, если перевести с заумного с «метакогнитивными искажениями», звучит так: глупый человек ошибается, но не может осознать своей ошибки в силу собственной глупости.

А началось все с Бертрана Рассела с его великим и весьма актуальным высказыванием: «Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности».

Мы действительно не реагируем на тысячи предупреждений, смеемся над учеными, которые переводят стрелки «судного дня» еще на минуту до полуночи, предупреждая о высокой вероятности ядерной войны, а потом таращим глаза и говорим: вот это неожиданность! А какие непредсказуемые последствия!

Действительно, кто же ожидал, что после краха финансовых пирамид в 1990-х сотни тысяч людей окажутся без денег, а если выдавать кредиты заводам под 300% годовых, то предприятия закроются?! И если мы будем платить молодым специалистам копейки (они же неопытные), то они уедут из страны, а наши отрасли, в которые мы верили, неожиданно окажутся на пороге краха?

Хотя знаете… Я точно знаю, какое событие станет неожиданностью и полностью будет «черным лебедем» для всей страны. Когда по телевизору опять будут показывать «Лебединое озеро».


Антон ЧЕРЕПОК, программный директор радио «Комсомольская правда-Самара» - эксклюзивно для журнала #primeTIME