Мотивация «к» & мотивация «от»

Елена РИДОШ, директор компании «Окна для Вас», бизнес-тренер

Многие руководители работают и живут на автопилоте. Автопилот - это привычки, стереотипы, шаблоны решений. Не ново? Посмотрим на проблему с другой стороны. «Колея» – это также навыки, которые ценятся. Надо ли их менять и как это можно использовать? Лучше жить в колее или выскочить из нее?

На автопилоте живут не только руководители, а вообще все люди. Живут и принимают решения, основываясь на собственном опыте и опыте окружения. Постепенно появляются привычки шаблонно мыслить, шаблонно говорить, решать вопросы определённым образом.

Надо ли менять привычки? Смотря какие. Если у руководителя есть привычка принимать решение взвешенно, тщательно проведя анализ ситуации, думаю, не стоит избавляться от такой привычки.

Если в компании не меняется система мотивации, не проводятся мероприятия для профессионального роста сотрудников, то такая колея может завезти в болото. Лучше избавиться от такой привычки. Думаю, из колеи надо все-таки выбираться. Это выход из зоны комфорта.

Нередко «эффект колеи» проявляется в стиле менеджмента: в принятии решений, в формах контроля, стимулирования, в отношениях с сотрудниками, в подборе кадров. Что вам приходилось предпринимать, чтобы внедрять новое? Как доводили новые решения, новые подходы до команды? Большой вопрос – можно ли вообще кардинально изменить корпоративную культуру, не прибегая к «методу Саакашвили» («уволить всех»)?

Кардинально изменить можно, не увольняя всех. Яркий пример – Почта России. Уверена, что большинство сотрудников остались работать, приняв новые условия клиентоориентированного подхода. Если необходимо внедрить что-то новое – внедряйте. Объявляйте на планерке, ставьте задачи персоналу.

Если сотрудники работают не только ради денег, если их зажигает что-то еще, то и новые правила их еще больше зажгут и замотивируют. Ну а если текущие задачи не выполняются, работа идет спустя рукава, то о чем можно говорить? Надо сначала отношение к работе поменять, а потом уже внедрять что-то новое.

Есть хорошая притча. Попали лягушки в глубокую колею, наполненную водой после дождя. Всем удалось выбраться, кроме одной. Она слишком глубоко увязла, но продолжала барахтаться. Подруги оставили ее и попрыгали дальше – жизнь-то продолжается. И вдруг, спустя какое-то время они увидели, что рядом с ними оказалась застрявшая лягушка. «Как тебе удалось?», – спросили они подругу. «Да я так бы и зависла там, если б не грузовик». Все дело в мотивации. Что для вас стало мотивацией выхода из колеи, если вы в ней были?

Для первых двух лягушек сработала «мотивация к» – впереди светлое, беззаботное будущее, они быстро выбрались и попрыгали дальше. Для третьей стала решающей «мотивация от» – не быть раздавленной грузовиком.

Кого-то мотивирует финансовый рост, желание путешествовать, а кто-то начинает действовать, когда представляет крах. Представили самый худший вариант развития событий – на душе стало так плохо, что желание двигаться пересилило? Отлично, «мотивация от» сработала!

Итак, стабильность или развитие - что выбрать? Или как совместить и то, и другое? Ваш рецепт настройки на изменения, которые назрели.

Я выбираю стабильное развитие. А краткий пошаговый план внедрения инноваций такой:

1. Придумать само нововведение.

2. Проанализировать все затраты на его внедрение и последующие выгоды.

3. Поставить задачи сотрудникам, замотивировав и объяснив их выгоды после внедрения.

4. По ходу внедрения хвалить и поддерживать персонал, контролировать этапы выполнения.

5. Корректировать и вносить улучшения в проект по ходу и в конце внедрения инноваций.

Всем удачи!