Реклама: требуется прокачка двигателя торговли

Василий АМИРДЖАНОВ,
публицист, блогер, член Союза журналистов России

Падение рынка рекламных услуг в России в конечном счёте приведёт к развитию новых форм, повышению уровня креативности и научит заинтересованному диалогу с аудиторией.

Сытые времена для рекламных компаний ушли, причём несколькими волнами из-за череды кризисов. Сейчас, наверно, только крупные бренды могут себе позволить производственные отношения с сетевыми рекламными агентствами, которые расписывают в сметах почасовые трудодни своих сотрудников, включая и человеко-часы занятости секретарей и уборщиц.

Заказчики стали скрупулёзнее считать свои деньги, и рекламщики, которые сумели разглядеть движение рынка к креативности и оптимизации использования инструментов маркетинговых коммуникаций, сделали соответствующие текущему моменту выводы.

Платить за ощущения никто уже не станет. Условия требуют конкретного результата и реального доверительного диалога с аудиторией. Видимо, этот фактор тоже способствовал уходу с рекламного рынка поверхностных его участников, прижавшихся к бюджетам одного или двух заказчиков. Они диалектически уступают место крепким специалистам, способным решать задачи в любых предлагаемых условиях.

Постановочные кадры в естественных декорациях супермаркетов с актёрами в образе придурковатых шопоголиков уже мало кого трогают. Тем ценнее лишённое стереотипов и нездоровых сложностей решение творческой задачи, будь то текст или визуализация рекламного посыла.

В Самаре, если не врёт статистика, 186 рекламных агентств. Много это или мало на регион, не возьмусь оценивать. Вероятно, большая их часть концентрируется на SMM, то есть на продвижении в социальных сетях. Дело полезное, но нельзя не заметить, что и в соцсетях заметно упала активность пользователей.

Если движение рекламных посылов не подкреплено интересным и познавательным контентом, сформулированным не лозунгами, а понятным языком и с прямой обратной связью, то дело - труба. Время, когда человек говорил с брендом, ушло. Человек хочет общаться с человеком, а не с красивым логотипом на аватаре.

Это обстоятельство добавляет проблем рекламным компаниям. Нужны по-настоящему креативные кадры, а не крепко вросшие в кресла хорошие сотрудники. Хороший человек – это, безусловно, счастье общения, но отнюдь не профессия.

Помимо ожидания обращения клиентов, рекламным и коммуникационным коллективам требуется предлагать новые формы для продвижения, которые бы позволили проводить активное воздействие на аудиторию по всему мультимедийному спектру.

Иными словами, выиграет та рекламная компания, которая сможет за заказчика придумать «игру», в которой захотят принять участие потенциальные потребители продуктов и услуг рекламодателя. По идее, это уже не банальное размещение баннеров на сайтах и движение в рекламных агрегаторах, а заявка на драматургию уровня кинематографа, притягательного для аудитории.

Рекламодатель, который стал считать денежки и не готов тратиться на понты в ущерб делу, обязательно обратит внимание и на устойчивость рекламного агентства. Если участник рекламного рынка располагает своими собственными информационными площадками, которые пользуются вниманием аудитории, то и симпатии заказчика будут на его стороне.

Я уже не говорю о том, если рекламная компания сумела привычные формы подачи информации апгрейдить и наполнить интересным контентом, на фоне которого реализует маркетинговые задачи заказчика, то это точно жирный плюс к репутации.

Нетрудно заметить, что грамотно выстроенное содержание журналов, когда читатель погружается в интересное чтиво, а не тонет исключительно в рекламных разворотах, позволяет и бумажные издания рассматривать как выгодное вложение в продвижение товаров и услуг.

Отдавая себе отчёт, что под лежачий камень вода не течёт, и СМИ, и рекламное сообщество стали больше уделять внимания поиску интересных историй, которые могли бы стать фоном ненавязчивого продвижения товаров и услуг. Это ещё не стало мейнстримом, но реальность толкает к этому. Кто этот тренд поставит на поток, тот и выйдет на первые позиции.

Не секрет, что и предпочтения аудитории находятся в постоянном движении. Бывает и блогер может состязаться с крупными изданиями по количеству активной аудитории. Однако не все категории товаров и услуг возможно продвигать через эту систему коммуникаций без ущерба для репутации и надругательства над здравым смыслом. Стальной прокат ведь не станешь рекламировать на фоне матерящегося образа полуобнажённой девушки «губки уточкой» из Instagram или YouTube.

Истории, которые могли бы стать фоном для той самой рекламной драматургии, лежат на поверхности, причём в прямом смысле слова.

Недавно в новостях всплыло сообщение, что в Самаре стали чаще воровать крышки колодцев на улицах. Чем не повод для акцентирования общественного внимания на теме? Сколько на памяти трагичных историй, когда в открытые люки попадают люди. С этим же надо что-то делать.

Подняв тему и найдя творческое решение задачи, вполне реально инкорпорировать в тело истории с купированием этого явления и маркетинговые задачи. При этом, создадутся условия для кооперации государственных структур, бизнеса и СМИ. Именно на таких общественно-полезных проектах и формируется репутация всех его участников. Эдакая синергия реальной пользы и выгоды.

Любые полезные начинания только лишь на энтузиазме не случаются. Даже дворники зарплату получают, когда ежедневно приводят город в порядок. От качественной реализации той самой драматургии и зависит, будут ли продолжать тырить люки и рисковать жизнями людей или сформируется общественное табу, которое бывает много сильнее репрессивного механизма уголовного кодекса.

Обратила на себя внимание и другая любопытная новость. Учёные Самарского государственного технического университета, которые в своё время создали съедобную упаковку для продуктов питания космонавтов, явили граду и миру посуду, которую тоже можно по окончании трапезы съесть. Тут и праздник для экологов, и просто интересно, что такое в принципе возможно.

Конечно, съедобную посуду тоже во что-то наверняка потребуется упаковывать, но это уже сама по себе интересная тема, которая может фоном отыграть в какой-либо рекламной кампании. Тем более, что это - стопроцентный самарский бренд. Разумеется, если заказчик найдёт своего талантливого подрядчика, который будет способен предложить ему идею и сюжет.

В России в любом городе есть свои изюминки, которые зачастую незаметны для местных жителей, потому что являют привычную картину. Безусловно они есть и в городах Самарской области. Важно их заметить и наполнить привлекательным смыслом, что, собственно, и входит в компетенцию рекламно-коммуникационных компаний.

Грамотное привлечение внимания к уникальным особенностям родного края может превратить вчерашнюю обыденность в маркетинговое преимущество, выраженное в реальных доходах. Продвижение товаров и услуг с помощью аттрактивных фоновых тем и развития личного бренда, возможно, и станет той самой необходимой прокачкой двигателя торговли, который отразится на развитии Вашей компании, Самарской области и России в целом.