«Модный университет» как личный бренд

Зоя КОБОЗЕВА, профессор, доктор исторических наук, историк моды, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, г. Самара


В ИМИДЖЕЛОГИИ СУЩЕСТВУЕТ ТАКОЕ ПРАВИЛО: «У ВАС ЕСТЬ ТОЛЬКО 3 МИНУТЫ В БЕШЕНОМ ПОТОКЕ ЖИЗНИ, ЧТОБЫ ПРОИЗВЕСТИ ВПЕЧАТЛЕНИЕ». 3 МИНУТЫ - НА ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ЛИЧНОСТИ. ЛИЧНОСТЬ, ЧЕЛОВЕК, ЕГО НЕПОВТОРИМАЯ ХАРИЗМА, АВТОРСТВО, ОСОБАЯ АТМОСФЕРА, ЛИЧНЫЙ СТИЛЬ, ЛИЧНЫЙ БРЕНД – ВОТ ТО, ЧТО В СЕГОДНЯШНЕЙ ЖИЗНИ МОЖЕТ ПОМОЧЬ В ДОСТИЖЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА. НУЖНО СУМЕТЬ ЗАЦЕПИТЬ СВОЕЙ ЛИЧНОСТЬЮ ТАК, ЧТОБЫ ЕЁ ЗАПОМНИЛИ. КАК ПИСАЛ ОСКАР УАЙЛЬД, «БУДЬ СОБОЙ, ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ РОЛИ УЖЕ ЗАНЯТЫ».

Одно время я ездила читать лекции в Тольятти для сотрудников АвтоВАЗа по профессиональной этике. Университетские лекции, но и они тоже предполагали игру. Надо было порисовать и потом прокомментировать свой рисунок. И, как предполагалось, всем должно было стать хорошо после этого рисования и комментирования своего рисунка. Дело было поздно вечером, после рабочего дня. Сидят в роли моих студентов женщины. Взрослые. Я жду, как всегда, что сейчас всем будет после моего выступления хорошо и весело. А им не хорошо и не весело. Никакой реакции. Полное поглощение аудиторией эмоций лектора. Как в вату. Я уехала обиженная в свою Самару. В следующий раз приезжаю принимать экзамен по этике. Всем поставила хорошие оценки – для меня это дело чести, что я, вроде как, совсем, ну совсем, не обиделась. И такая прям супер-объективный профессионал. После экзамена от всей группы подходит ко мне женщина, дарит книгу И. Хакамады «Секс в большой политике» и говорит: «Дорогая Зоя Михайловна! Простите нас, уставших женщин. У нас пропускная система, мы работали от звонка до звонка. А потом – на лекции. Видим, как Вы стараетесь. Видим, что Вы хотите от нас отдачи эмоциональной. А мы не можем – сил нет…». Вывод один: в каждой истории главное – это хэппи-энд. Главное – понять и принять друг друга.

Я читаю публичные лекции в городе много лет, с начала 2000-х. Лекции – о моде. Не просто по истории моды, а лекции о любви к необычной моде, к собственному образу, сотканному из самых невероятных граней разноцветного мира, вселенной. Рассказать о том, какой костюм носили в ту или иную историческую эпоху, может каждый. Достаточно просто почитать энциклопедию моды. А вот создать из эпохи художественный образ, который можно применить в повседневной жизни – это и есть авторский продукт, авторская идея, которая легла в основу личного бренда «Модный университет». В 2018 году я, как автор проекта лектория «Модный университет», оказалась победителем в номинации «Мода и стиль» в премии «20 успешных людей Самары», которая входит в состав федерального проекта «20 успешных людей», лауреаты которой – полноправные члены «Клуба успешных людей». В проект входят не только лекции по теории и истории моды, но и лекции по теме моей докторской диссертации о мещанском сословии в дореволюционной России.

С этой темой произошла удивительная вещь – когда я начала заниматься мещанским сословием Самары, выяснилось, что, с количественной точки зрения, до революции Самара была вовсе не купеческим, а мещанским, даже, вернее, крестьянско-мещанским городом (по Первой всеобщей переписи населения 1897 года из 89 999 человек горожан Самары 39 254 было мещан и 39 825 крестьян). Кроме того, в русской ментальности слово «мещанство» настолько связано с негативными коннотациями, воспринимаемое как качественная характеристика людей с торгашескими свойствами души, мелочными интересами, не способными на высокие порывы, настолько все запуганы «мещанским вкусом», что в исторической памяти народа оказалось абсолютно стёртым самое большое сословие русских городов с их картиной мира. А в результате, фонды Государственного архива Самарской области, связанные с мещанством, оказались совершенно нетронутыми рукой исследователя. В результате моих архивных разысканий родилась книга (она полностью выложена в интернет) «Мещанское сословие города Самары в пространстве власти и повседневности (вторая половина XIX – начало XX в.), или Рассказ о «душе с повинностями». Даже история книги оказалась необычной. Это был грант департамента культуры г. Самары, поэтому толстенная книжка с дизайнерским оформлением раздавалась горожанам бесплатно на моих лекциях. Дизайнерское оформление – это значительный вкладыш из семейных фотографий (моя семья ведёт своё происхождение из мещан и крестьян города Самары), уникальные архивные находки, и в каждой книге была сделана закладка-открытка, взятая из моей собственной семейной коллекции дореволюционных открыток-писем.

Книга основана была на таком феномене, как письма самарских мещан во власть по всем поводам их жизни. Откуда же ещё брать сведения о повседневной жизни представителей этого сословия?! Письма «во власть» по стилю напоминали семейные письма. Где люди рассказывали вначале своим «маленьким начальникам» всё, что у них происходило в жизни. А потом уже излагали просьбы. Это настолько уникальные источники, что у меня возникло желание их исполнять в форме мелодекламации. То есть читать, как стихи, под музыку. Так появился проект «Мещанские голоса». Я вначале каждой лекции-спектакля рассказывала немного о ситуации в жизни сословия, вызвавшей подобные письма. К примеру, армия – рекрутчина, необходимость уплаты податей и налогов, паспорт и т.д. А потом под игру профессионального гитариста начинала читать эти письма…

Ещё один удивительный проект – это выявление визуального противоречия между «большой модой», «большой историей» и повседневной жизнью (модой, историей) жителей провинциального города. У меня сохранился значительный семейный фотоархив. И вот кажется, мой прадед – крестьянин. А на фотографии – господин в канотье, модник, франт, управляющий самарской конторой братьев Крестовниковых. Моя прабабушка – крестьянка из деревни Большая Глушица, приехавшая в город. А на фотографиях – дама модерна. И много-много подобных противоречий. Все эти многочисленные вариации повседневной жизни горожан, отражённые в семейных фотографиях, нашли воплощение в совместном проекте «История российской моды по фото из семейных альбомов самарских энергетиков Т Плюс» и «Модного университета Зои Кобозевой» (получившийся фильм можно посмотреть на YouTube).

И, наконец, в какой-то момент я поняла, что для горожан интереснее слушать лекцию о повседневной жизни мещанского сословия «на пленэре», на улице, в двориках старой Самары. И знаком этих прогулок-лекций должен стать керосиновый фонарь, настоящий керосиновый фонарь. Я беру корзину с призами, зажигаю вечером керосиновую лампу и ухожу со своей аудиторией, зрителями в двухчасовой поход по мещанской Самаре…

Можно ли победить устоявшийся знак, бренд города – «Купеческую Самару» «Самарой мещанской»? Очень трудно. Потому что все любят повторять клише, даже таксисты, которые везут меня с моим керосиновым фонарём: «Самара мещанская?! Да нет же – купеческая!» Но вот после моего выступления перед пенсионерами Кировского района, около 100 человек собрались в 2017 года в ДК «Металлург», они написали просьбу для руководства, чтобы в 2018 году я прочитала для них лекцию снова. И подписали: «Мы гордимся, что происходим из славного сословия мещан»!

Вот я и говорю: в каждой истории главное – хэппи-энд!

Вчера записывали новый цикл передач «Модный университет» на радио «Маяк». Мне нужно было сформулировать модный прогноз на 2019 год. Перед передачей я тщательно проштудировала все издания, которые пишут о моде. И получилось, как ни странно, что в моде будет ЛИЧНОСТЬ с её собственным «КУЛЬТУРНЫМ БАГАЖОМ». То есть в моде будет не толпа с её коллективным вкусом, а АВТОР. Человек, способный сам из себя сделать произведение. А это и есть личный бренд.

Друзья, пришло то самое время, когда личный бренд приносит не только важные знакомства, но и дополнительный доход.