Вам это не понравится!

Несколько очевидных вещей, которые все знают, но никто не хочет ничего менять, пока не становится слишком поздно.

Мария ГОНЧАРОВА
специалист по стратегическому развитию и PR

Если сейчас вам подсунуть настоящий советский пломбир, но не сказать об этом, то никакого впечатления он на вас не произведет.

Это суровая правда жизни, потому что с тех пор, как вы запомнили “настоящий вкус”, прошло очень много лет, ваше восприятие вкуса изменилось, притупилось, да и сегодня на рынке есть множество сортов натурального мороженого, которое на 100% будет вкуснее, чем производившееся в СССР. По крайней мере, с 1966 года, когда советское мороженое стало выпускаться не по государственному стандарту, а по межреспубликанским техническим условиям! Извините, что так вот с первых строчек по детским воспоминаниям, но сейчас мы поговорим о ваших и наших деньгах, а это чуть важнее, чем эскимо на палочке.

Ваши постоянные партнеры обходятся вам все дороже

К сожалению, при регулярном потреблении любого любимого продукта, мы слишком поздно замечаем негативные изменения в его качестве, а после признания еще остаемся верными по инерции, что может привести к самым печальным последствиям. Внимание, я говорю не только о колбасе - это касается и ваших партнеров по бизнесу.

Однажды у меня был случай. Наша компания торговала очень дорогими отделочными материалами, закупая у московских партнеров.

Разумеется, у нас были миллионные долги перед поставщиками, регулярные срывы поставок клиентам, но директора это вообще не волновало, ведь все были свои. Я с ужасом наблюдала, как на рынок приходят новые игроки с лучшими условиями, но бывалые шефы лишь посмеивались - те, кто строил бизнес в 1990-х знали нечто, не укладывающееся в моей голове.

Наши клиенты не искали лучших вариантов. Не гнались за эффективностью. Не оценивали наших конкурентов. Им просто было привычно и удобно работать с моим шефом. На рыбалку можно было сгонять, например. Жены дружили.

Конечно, крах был неизбежен и тот урок я запомнила на всю жизнь - личные привязанности останавливают развитие и, в конечном счете, убивают бизнес.

Вы по привычке можете спускать рекламный бюджет фирме приятеля, потому что там скидка больше, чем у других, а если и выходит порой дороже, зато партнер проверенный. И ладно, если речь идет о рекламной продукции вроде вами любимых керамических кружек и маек для сотрудников на корпоратив (на даче носить - самое то). А если речь идет о том, что вам должно приносить прибыль?

Вот прямо сейчас задумайтесь, а не попробовать ли оценить заново своих партнеров? Притом оценить не по стоимости - это я вам могу прямо сейчас накидать с десяток предложений на 50% дешевле, чем у ваших рекламщиков, а по качеству?

90%, что вы этого делать не будете, потому что сила привычки. И это проблема абсолютно любого регионального бизнеса. Слишком много личного, слишком много построено на связях - ваших и ваших сотрудников.

Ваш отдел по связям с общественностью занимается не тем

Если у вас есть отдел по связям с общественностью, то я уверен, что сотрудники там получают меньше остальных, зато отвечают за ваши корпоративы, дни рождения, развоз подарков к новому году по детским домам и рассылку открыток партнерам.

А еще вы регулярно присматриваетесь к численности отдела и подумываете - “А ведь можно, в принципе, вот от этого сотрудника и избавиться, пусть вон секретари на себя часть работы возьмут”.

В общем, если все выглядит так, то в вашем бизнесе роста никакого давно нет, а дела идут все хуже. Вроде, выручка даже растет, но расходы растут все быстрее…

И виноват тут не PR-отдел, у вас его никогда и не было. Потому что формирование общественного мнения (PR) - это не заказ портрета себя любимого на обложке древнейшего издания города, которое никто не видел, кроме как в вашей приемной, да еще в десятке других из вашего круга общения. PR - это не статья “К новым высотам с УрюпинскАвтоСтройТрест-145” на разворот формата А3, которую не будет читать ни один нормальный человек, в том числе ваши сотрудники, зато в газете тиражом 50 000 экземпляров. PR - это не для того, чтобы о вас написали, а чтобы о вас прочитали!

Удивительно простая услуга, которую, к сожалению, в нашем регионе предоставляют единицы.

PR - это дорого!

Надеюсь, мы уже выяснили, что эта аббревиатура значит на самом деле. И, к сожалению, настоящие услуги дешевыми не бывают. Это звучит ужасно банально, но, черт возьми, я не видела еще ни одного действительно эффективного издания с фактическим тиражом 200 экземпляров, которое бы принесло пользу не только себе, но и своим клиентам. Зато ваш отдел по связям с общественностью судорожно выдохнул, заплатив вместо 50 тысяч за полезное интервью о вашем бизнесе 15 тысяч 500 рублей за ваши кулинарные пристрастия рядом с рекламой ресторана. Рекламы для вас, кстати!

Конечно, это мое субъективное мнение и, более того, я пристрастна. Но мой опыт показывает - качественный товар дешевым не бывает. Да вы и сами это знаете, раз держите этот журнал в руках!