Первым быть не трудно

Маргарита МОИСЕЕВА
исполнительный директор ТЦ «Арбуз»

Трудно быть первым?

Нет, не трудно. Приятно, почетно, но в то же время очень ответственно.

Если бы вам снова было шестнадцать, на что бы вы не стали тратить время?

У меня в этом возрасте был период максимализма, когда считаешь себя круче всех. Сама себе надела корону. Было бы лучше, чтобы этой короны в принципе не было, или она была бы маленькая-маленькая. Не нужно заниматься самолюбованием и самовосхвалением, нужно доказывать свою состоятельность и значимость делами.

Почему управление сотрудниками остается вечной проблемой?

Ведь существует тысячи рецептов и приемов, однако сотрудники все равно не работают так, как того хотят начальники. Только потому, что сотрудники не всегда понимают смысл задач, которые ставит руководитель. Это может быть от того, что руководитель неправильно формулирует задачу. Для того, чтобы управлять сотрудниками, надо понимать, что действительно будет в конечном результате.

Как руководить теми, кто не признаёт ваш авторитет?

Руководить ими бессмысленно. Я считаю, это просто пустая трата времени. Нужно завоевывать этот авторитет. Если будешь работать над собой, тебя начнут уважать за принятые тобой решения, за их реализацию, и твой авторитет будут признавать все, кто до этого и не признавал его, но для этого нужно время.

Какие методы в управлении сотрудниками никогда не работают?

И почему эти приемы, тем не менее, продолжают использовать? Не работает метод страха. Люди сейчас не боятся, потому что за ними стоят и трудовая инспекция, и надзорные органы. Они чувствуют защиту. Люди пользуются этой защитой только в безвыходной ситуации, когда есть конфликт интересов работника и работодателя. Тем не менее, я считаю, что защита интересов работников – это очень хорошо.

Проблема принятия решений. Какое решение лучше — коллективное или единоличное? Здравый смысл подсказывает: «Одна голова хорошо, а две — лучше». Но всегда ли?

Всё зависит от ситуации. Решение или принимается, или не принимается. Если мы начинаем сомневаться в необходимости каких-то действий в текущий момент, мы уходим от принятия решения. Единоличное – оно не всегда правильное, это когда уже не существует выбора. Когда нужно сказать четко – «Да» или «Нет». А когда идет обсуждение какогото проекта, конечно, несколько голов – это лучше.

Какие качества нужно развивать руководителю, чтобы стимулировать подчиненных на максимально эффективную работу?

Надо, чтобы на тебя равнялись. Это самое главное качество. Нужно быть авторитетом. Нужно постоянно поддерживать связь с коллективом. Я провожу общие оперативки, где каждый слышит все проблемы, которые существуют. Узкие проблемы должны решаться в узком кругу, даже один на один с сотрудником. Хвалю при всех, ругаю один на один. Если ты к людям с душой, то они – тоже. Это – бумеранг.

Сегодня успех компании часто связывают с узнаваемостью и медийностью ее директора? На Ваш взгляд, это верная стратегия развития? Должен ли директор сознательно становиться медийной персоной?

Личный бренд рулит. Покупатели идут пиарить не торговый центр, даже не отдел в торговом центре. Покупатели идут пиарить руководителя. Что такое торговый центр? Это арендаторы, их руководители и сотрудники. Если один из арендаторов ведет себя некорректно по отношению к покупателям, все остальные покупатели переносят это восприятие ко всем отделам ТЦ. Поэтому, руководителю очень важно четко понимать, что его деловая репутация зависит от работы каждого – и арендатора, и подчиненного.

Руководители, как правило, даже в отпуске трудятся: пишут письма, звонят, принимают сообщения. Это плохо или хорошо для бизнеса? А для самого руководителя? Почему?

Если руководитель работает в отпуске, это хорошо, он в курсе всех вопросов, если возникает какая-то ситуация, он способен правильно отреагировать. Всё движется, веретено крутится. Для руководителя нужно хотя бы дня три отдыха, чтобы от всего отвлекаться. А ещё всегда стараюсь приехать на работу в последний день отпуска, хотя бы на час. Пообщаться, поделиться впечатлениями. Так легче включиться в рабочий процесс после отпуска.

Кто и почему является лично для Вас Первым лицом?

Акушерка, которая меня принимала. В детстве, когда мы встречались, всегда с удовольствием общались и могли обсудить разные темы.