Станет ли умным город на Волге?

Евгений ДМИТРИЕВ
журналист, Москва

Когда-то давным-давно всё началось с автоматических дверей. Заморское чудо, появившееся в отдельных столичных заведениях, вызывало неподдельный восторг у неподготовленной советской публики. Хотелось проходить через эту дверь снова и снова в попытках обмануть чудо-штуковину под названием датчик движения. А что если разбежаться – успеет или нет? Много воды утекло с тех пор. Автоматические двери проникли в самые глубины Вселенной, вплоть до российской глубинки. Никого уже давно не удивляют лампочки в подъезде, включающиеся в момент прохождения человека, банковские карточки с бесконтактной оплатой, привязанные к телефону, а также прочие интересные и умные штучки.

А давно ли вы ездили на общественном транспорте? Жители автомобильной столицы привыкли ездить на машине, а если автобусом – исключительно в час пик и на работу. А вот если, предположим, попытаться уехать с Ленинского проспекта на улицу Механизаторов – вспомните ли вы, какие маршруты идут в этом направлении, можно ли доехать напрямую, или нужна пересадка? Думаю, многие из вас будут удивлены, построив маршрут с помощью сервиса Яндекс.Карты. С недавних пор сервис знает не только маршруты общественного транспорта, но и в реальном времени отслеживает местоположение большинства из них. Поэтому вы можете точнее планировать свой маршрут. К сожалению, данный сервис – это скорее коммерческая инициатива, призванная привлечь к его использованию частных лиц. Государственные структуры (за исключением, пожалуй, столицы) пока не стремятся осваивать этот мощнейший инструмент логистики. Сейчас практически у каждого имеется смартфон с датчиком GPS/ ГЛОНАСС, аналогичные устройства устанавливаются в транспортные средства. Огромные массивы данных хранятся, дожидаясь своего шанса оказаться полезными. Проанализировав эти данные, можно сопоставить, сколько смартфонов проехало, предположим, на автобусе №36 от Прилесья до Медгородка с 10 до 12 часов в будни, сколько из них потом пересели на маршрутку №126, чтобы, проехав пару остановок, выйти у Лесной слободы. А после этого понять, какое огромное количество общественного транспорта бесцельно ездит по никому не нужным маршрутам в никому не нужное время, осваивая бюджетные средства.

Ну да Бог с ним, с транспортом – есть вещи поважнее, например, дети. Каждое утро мы провожаем их в школу и контролируем возвращение домой. Но знаем ли мы, сколько раз наше чадо, устав писать мелом на доисторическом крашеном линолеуме, убегало на перемене в соседний двор покататься на качелях или через дорогу в магазин за запретными чипсами, а может быть, не дай бог, покурить за ближайшим углом? Уверены ли вы, что звонок с мобильного со словами «Мамочка, я дома, у меня всё хорошо» был сделан именно из дома? Знакома ли вам фраза «забыл сказать – меня уже 3 дня в столовой не кормят, положи мне денег на питание»? Думаю, многие из вас бывали в подобных ситуациях. Есть ли у нас средства контролировать всё это? Да, есть, но они, как лоскутное одеяло, разбросаны по разным концам всемирной паутины, и чтобы собрать их воедино, кому-то нужно оторваться от мягкого кресла, собрать вместе бенефициаров лоскутного одеяла и поставить им задачу организовать не только освоение бюджета, но и предоставление в его рамках качественного сервиса.

УМНЫЙ ГОРОД – ЭТО НЕ ПРОСТО НАБОР УМНЫХ УСТРОЙСТВ, СЕРВИСОВ И ТЕХНОЛОГИЙ. ЭТО МЕСТО, ГДЕ ЖИВУТ УМНЫЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ СПОСОБНЫ ОБЪЕДИНИТЬ ВСЁ ЭТО В ЕДИНЫЙ ОРГАНИЗМ И ЗАСТАВИТЬ РАБОТАТЬ ДЛЯ СВОЕЙ ПОЛЬЗЫ. ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ДЕЛАТЬ НАШ ГОРОД УМНЫМ!